Электронный бизнес
Интернет стали использовать для коммерческих целей в середине 90-х, но тогда никто не мог предвидеть того влияния,
которое он впоследствии окажет на деловой мир. Сайты рассматривались как необязательное дополнение к Интернету.
К электронной почте относились с подозрением, как к обезличенному, непрактичному способу общения. Сейчас - совсем другое
дело. Миллионы людей во всем мире регулярно используют Интернет, и любой стоящий бизнес должен создать сайт,
чтобы поддерживать контакты через электронную почту.
Более дешевый доступ, более быстрые и мощные связи, рост мобильности
Интернета - все это сыграло свою роль в интерактивной революции.
Но главный фактор - сам Интернет - обширная сеть информации и ресурсов,
позволяющая
людям всего мира взамидействовать друг с другом.
Недостаточно просто признать важность Интернета, следует осознать его значения
для вашего бизнеса.
Российский рынок В2В развивается на фоне общего развития
интернет-бизнеса в стране. Достаточно сказать, что даже в наиболее развитом
регионе - Москве - интернет-рынок он сегодня находится примерно на том
же уровне, что США в 1996 году.
Внедрение электронных методов ведения бизнеса определяются производственной
необходимостью. Здесь все решает экономическая выгода от применения
новых технологий. Большинство крупных и средних российских предприятий
уже поняли удобства, получаемые ими при использовании Интернет
в ведении бизнеса.
В настоящее время, более четверти российских компаний внедряют,
или уже внедрили у себя корпоративные информационные системы. Следует
ожидать, что в ближайший год-два многие из них начнут думать об
автоматизации своих взаимоотношений с другими участниками рынка.
В стране уже начался бурный процесс создания электронных торговых
площадок. Если в начале 2001 года на сайте business2business.ru
было зарегистрировано 54 торгово-информационных проектоа В2В, то
к концу октября, то есть чуть более чем через полгода, число таких
проектов удвоилось и перевалило за сотню. Более чем двукратное
увеличение числа ресурсов В2В в российском секторе Интернет всего
за полгода, показывает огромный интерес российских компаний к электронным
технологиям ведения бизнеса.
Как российские, так и западные консультанты не скупятся на прогнозы
о большом росте российского рынка В2В. В исследовании компании
Brunswick Warburg предсказывается, что в 2003 году общий объем
рынка электронной коммерции в секторе В2В составит 4,25 млрд. долл.
Однако сейчас этот сектор электронной коммерции находится в стадии
становления и перед ним стоит много проблем. Главной задачей его
участников является развитие клиентской базы и превращение технологических
идей в прибыльный бизнес. При этом необходимо решить множество
организационных, технологических и финансовых вопросов.
Хотя у подавляющего большинства российских компаний не всегда
есть четкая стратегия в области электронного бизнеса, большинство
руководителей считают электронную коммерцию перспективным направлением
в будущем, но в настоящее время, по их мнению, нет достаточных
предпосылок для ее внедрения.
Развитие любого рынка всегда требовало времени, упорства и финансов.
Будем надеяться, что у российского B2B рынка все это найдется.
Российский сектор корпоративной электронной торговли (В2В) характеризуется
тем, что подавляющее большинство предприятий и фирм обеспечены
компьютерами и имеют выход в Интернет, а системы доставки и проведения
платежей, пусть даже пока офлайновые, достаточно хорошо отлажены.
Технологии В2В могут быть внедрены достаточно легко, что позволит
заметно повысить эффективность ведения бизнеса. Кроме того, на
фоне экономического подъема, объем межфирменной торговли будет
постоянно расти.
В свете сказанного, перспективность направления В2В для российской
части Интернет представляется очевидной. Хотя аудитория российского
сектора Интернет не столь многочисленна в сравнении с ведущими
западными странами, деловые круги России предпринимают значительные
усилия по внедрению в свою деятельность современных информационных
и телекоммуникационных технологий.
В настоящее время российские корпоративные заказчики предпочитают
проекты внедрения систем, если стоимость проекта колеблется в пределах
20-40 тыс. долл., а сроки внедрения составляют от трех до пяти
месяцев. При этом, практически все заказчики предпочитают в первую
очередь автоматизировать управленческий учет.
Таким образом, более четверти российских компаний внедряют, или
уже внедрили у себя корпоративные информационные системы. Следует
ожидать, что в ближайший год-два многие из них начнут думать
об автоматизации своих взаимоотношений с другими участниками рынка.
Электронные деньги
Тема интернет-платежных систем продолжает оставаться актуальной для
большинства онлайновых магазинов. Какие системы популярны в России, на Украине,
во всем мире? Для оплаты какого рода товаров и услуг используются те или
иные способы? Наконец, на какие интернет-валюты стоит обратить внимание,
а про какие можно забыть?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать состояние
систем, активно работающих на рынке. Только после сравнения существующих
платежных сервисов можно принять решение о том, какие же из систем
актуальны именно для вашего бизнеса.
Несмотря на регулярные победные реляции о росте оборотов интернет-платежных
систем, самыми популярными способами отдать деньги за покупку остаются
традиционные "наличными курьеру", "через сберкассу", "телеграфным
и почтовым переводом". Однако в этом обзоре мы поговорим о системах
удаленной оплаты - ведь именно они, как правило, вызывают наибольшее
количество вопросов.
Прием банковских карт
Первым же шагом для тех, кто решил принимать платежи в онлайне,
обычно является подключение к системе обслуживания транзакций
по банковским картам. Удивляться здесь нечему - во всем мире к началу 2003
года
было выпущено более 1,2 млрд. карт Visa и почти 600 миллионов
- MasterCard. Это не значит, что миллионы владельцев этих карт сразу бросятся
платить
за ваши товары и услуги, однако, факт остается фактом: банковские
карты являются предпочтительным способом оплаты для большинства
иностранцев. Нельзя не отметить, что и в странах СНГ пластиковые карты приобретают
все большую популярность, в особенности, среди состоятельных
слоев
населения.
Единственно, кто может с чистой совестью игнорировать прием карточек
(как, впрочем, и прием большинства электронных валют) - так это интернет-магазины,
доставляющие товары исключительно с помощью курьеров в пределах определенного
региона. Такую покупку клиент, в любом случае, сможет оплатить наличными.
Для тех же, кто все-таки предпочитает "пластиковый" вариант,
можно организовать прием банковских карт с помощью специальных портативных
терминалов, при доставке, - в этом случае вероятность мошенничества
резко снижается.
Для Российских организаций наиболее целесообразным является подключение
к Assist либо к CyberPlat. Тарифы обеих систем примерно одинаковы
- 100-180 долларов за подключение и комиссионные в размере от 3 до
5% от суммы каждой транзакции.
Ряд магазинов, в том числе, по продаже цифровых товаров, предпочитают
работать с зарубежными системами - так называемыми "биллингами".
Такие сервисы, как 2checkout или Ginix, обещают в кратчайшие сроки
и без излишней бюрократии решить все ваши проблемы по приему платежей
с банковских карт. На практике же оказывается, что тарифы этих систем
выше того, что предлагают "местные" шлюзы, что через них
запрещено принимать деньги за некоторые категории товаров (например,
2checkout не обслуживает сайты, торгующие продуктами питания или солнечными
очками). Постоянные жалобы о задержке выплат, проблемы с легальностью
бизнеса, дополнительные убытки из-за запутанной сетки тарифов - вот
далеко не полный список недостатков подобных систем.
WebMoney Transfer
WebMoney, с ее более чем 500 000 пользователями, продолжает оставаться
одной из самых массовых интернет-платежных систем на просторах
СНГ. В 2002 году оборот WebMoney Transfer составил примерно 65,5 млн. долларов
США, причем количество и общая сумма операций увеличивается
с каждым
месяцем. Постоянно появляются различные сервисы, основанные
на WebMoney: биржи, обменные пункты, пирамиды и т.п. Несмотря
на сомнительную
природу
некоторых таких площадок, все они объединены одной благородной
миссией - привлечением в платежную систему новых пользователей.
С формальной точки зрения, WebMoney Transfer представляет собой "учетную
систему для обмена титульными знаками WM" (цитата с сайта). Существует
два основных типа титульных знаков: WMR, соответствующие российским
рублям, и WMZ, соответствующие долларам США. Для того, чтобы перечислять
деньги или принимать платежи, участникам необходимо установить специальный
электронный кошелек - программу, предназначенную для управления виртуальным
счетом. Существует также версия кошелька, работающая через обычный
браузер. Для магазинов разработан специальный интерфейс, облегчающий
автоматизацию приема платежей.
За подключение к WebMoney Transfer платить не придется - если только
за доработку программного обеспечения магазина. Никаких "бумажных" договоров
подписывать для подключения (в том числе, торговцам) не требуется.
Все соглашения акцептируются нажатием кнопки "согласен" при
установке электронного кошелька.
Тарифы системы: 0,8% от каждой транзакции (но не более 50 у.е.),
которые взимаются с кошелька плательщика при каждом перечислении денег.
Для превращения WebMoney в рубли, доллары или евро, можно воспользоваться
сервисами перевода в коммерческий банк или Сбербанк России, почтового
перевода, перевода через Western Union или же получить деньги на карту
Visa Electron / Visa Virtual.
На вопрос: "Надо ли подключаться к WebMoney?" - ответ таков: "По
возможности, надо". Сейчас в каталоге ресурсов, принимающих эту
интернет-валюту, перечислены около 2000 сайтов.
Хотя большинство из них – это проекты, посвященные "заработку",
обменные пункты, хостинговые компании и поставщики других "виртуальных
услуг", нашлось в каталоге место и для книжных, и для мебельных
и даже для ювелирных магазинов.
Учитывая, что подключение к системе ничего не стоит, можно поначалу
ограничиться сообщением о приеме WebMoney, указав на странице информации
об оплате свои реквизиты в системе. А уж потом, если объем поступающих
через систему средств, окажется значительным, можно будет автоматизировать
процесс приема с помощью предлагаемых на Merchant.webmoney.ru технологий.
Яндекс.Деньги
"
Яндекс.Деньги" является одновременно одной из самых молодых и
одной из самых старых из представленных в обзоре систем. Проект появился
на свет в самом начале 1998 года, и до июля 2002 года нынешние "Яндекс.Деньги" продвигались
под маркой PayCash. Несмотря на то, что система считалась (и до сих
пор считается) одной из наиболее технологически продвинутых и защищенных,
по числу пользователей PayCash на порядок отставала от WebMoney Transfer.
С лета прошлого года за продвижение PayCash взялся "Яндекс";
российская система была переименована в "Яндекс.Деньги" -
предполагалось, что интернет-холдинг сможет придать новый импульс,
необходимый для дальнейшего развития PayCash. К сожалению, никаких
данных о количестве пользователей или оборотах системы до сих пор
не обнародовано. Известно лишь, что в настоящее время оплатить "Яндекс.Деньгами" товары
и услуги можно примерно в 150 предприятиях.
Возможно, одним из факторов, сдерживающих широкое распространение
данной электронной валюты, является именно высокая технологичность
сервиса (подтвержденная, в том числе, зарубежными экспертами) и, как
следствие, усложнение использования с точки зрения "простых интернетчиков".
Похоже, координаторы проекта это понимают, и не так давно разработчики "Яндекс.Денег" предложили
ряд новшеств, которые должны облегчить общение с системой.
Взимаемые с магазинов тарифы напрямую зависят от способа интеграции
магазина и платежной системы. Подключение - всегда бесплатное (не
считая гонорара программиста за модификацию магазина). В случае наиболее
функционального и относительно простого варианта подключения - через
центр приема платежей - стоимость эксплуатации "Яндекс.Денег" обойдется
в 2% от каждой транзакции. Недостатками этого метода, помимо повышенной
комиссии, является необходимость заключения агентского договора и
неприменимость этого метода для торговли электронными товарами с немедленной
доставкой. Более сложный в плане программирования вариант - через
кошелек-кассу - отнимет у вас 1% дохода - в случае заключении агентского
договора и 1,99% - при работе по договору-оферте. Эти же тарифы действуют
и для самого малофункционального варианта - работе через прямой платеж
(клиент сам, "вручную" перечисляет деньги с помощью программы-кошелька).
Интернет.Деньги
"
Интернет.Деньги", ранее известные под именем Paycash.com.ua,
являются украинским воплощением технологии PayCash. Несмотря на то,
что принцип работы системы практически идентичен "Яндекс.Деньгам",
имеются некоторые организационные различия.
Базовой валютой системы, как и следовало ожидать, являются не российские
рубли, а украинские гривны. Подключение к "Интернет.Деньгам" стоит
не 0 рублей, а 500 гривен - при подключении через кошелек, установленный
на сервере магазина, и 100 - через центр приема платежей. Транзакционные
издержки при работе через кошелек-кассу составляют 2%, при работе
через ЦПП - 3% от суммы перевода. Чтобы официально подключить к системе
магазин, необходимо подписать агентский договор. В настоящее время "Интернет.Деньги" принимают
более чем в 30 украинских торговых точках.
e-port
Наряду с WebMoney Transfer, e-port является одним из немногих
сервисов приема платежей, не стесняющихся регулярно публиковать
статистику.
Другой вопрос - насколько она точна, эта статистика, но тут
уже остается надеяться на честность организаторов, т.к. другие
системы
не предоставляют вообще никаких цифр.
Последние данные по e-port за сколько-нибудь значимый отрезок времени
относятся к первому полугодию 2003 года. За этот период оборот системы
составил почти 90 млн. долларов. На сегодняшний день платежи через
e-port принимают 177 магазинов и поставщиков услуг.
Собственно, на услуги, а также на максимальную интеграцию с "соседями" по
рынку и делает акцент e-port. В магазине компании, momentalno.ru,
можно не только приобрести пин-коды для пополнения лицевых счетов
большинства российских провайдеров Интернета, сотовой и IP-телефонии,
но и пополнить счет напрямую, произвольной суммой. Если же говорить
об интеграции, то у e-port заключены различные соглашения с WebMoney, "КредитПилотом", "Яндекс.Деньгами",
Assist.ru, CyberPlat - практически со всеми российскими платежными
системами. Как правило, эти договоренности позволяют пополнять карту
e-port средствами перечисленных выше систем.
Раз уж мы заговорили о "карте e-port", значит пришло время
немного рассказать о принципе действия системы. Собственно, ничего
особенно нового и, тем паче, революционного, здесь вы не услышите.
Вместо счета, в e-port - "виртуальная карта", представляющая
собой два номера: ID карты и pin-код. Эту карту (как счет или кошелек)
можно пополнять различными способами неограниченное количество раз.
На середину марта 2003 года было эмитировано 2,7 миллионов таких карт.
Преимуществом для конечного пользователя является то, что все платежи
осуществляются по защищенному соединению с помощью обычного интернет-браузера,
т.е. не требуется установки программ-кошельков.
Для того, чтобы принимать платежи через e-port, продавцу потребуется
заключить с системой договор - либо в письменном виде (в этом случае
магазин появится в торговом ряду системы), либо просто получив карту
e-port нулевого номинала. Встроить возможность приема платежей по "единой
карте" - весьма нетрудно и не должно вызвать никаких сложностей
у программистов. Комиссия системы составляет 0,75% от суммы операций
+ 0,01 EYE (1 цент в системе e-port). Плюс к этому, придется потратится
на вывод средств: 3% + 1 EYE при сумме менее 1000 долларов, 2% - при
суммах от 1000 до 2500 долларов и 1% - при объемах, превышающих 2500
у.е.
Рапида
Еще одна система, сосредоточившая свое внимание на приеме платежей
за разнообразные сервисы. С момента появления на свет "Рапида" называла
обеспечение удаленной оплаты коммунальных услуг одним из основных
приоритетов в своей деятельности.
Сейчас москвичи и жители Санкт-Петербурга могут воспользоваться картами "Рапиды",
чтобы заплатить за газ, тепло, телефон и т.п. Основным методом пополнения
являются скретч-карты. В настоящее время, сервис рассчитан в основном
на "столичных" пользователей, поэтому для других российских
регионов и, тем более, для соседних стран, вряд ли интересен.
По данным на середину августа ежедневный оборот системы составлял
около 50 000 долларов, число транзакций – примерно 4000. Количество
зарегистрированных пользователей превышает 80 000. Сейчас к "Рапиде" подключены
более 100 организаций, большая часть которых предоставляют различные
услуги. Из перечисленных на www.rapida.ru фирм, лишь 8 являются электронными
магазинами. Судя по всему, это связано с тем, что перед системой изначально
ставились несколько иные цели и задачи, нежели обеспечение электронной
торговли.
КредитПилот
"
КредитПилот" работает по принципам, практически аналогичным e-port
и "Рапида". Пополнение пользовательского счета может осуществляться
с помощью скретч-карты или банковского перевода.
Подключиться к системе могут только компании-резиденты РФ (необходимо
подписание договора), все платежи в системе осуществляются в российских
рублях. Само подключение бесплатное, комиссия системы официально не
анонсируется. В настоящее время в системе участвуют более 60 организаций.
PayPal
PayPal - самая популярная в США специализированная платежная интернет-система.
Согласно официальной информации, PayPal пользуются более 20 миллионов
человек. К сожалению, система доступна только для резидентов
США и некоторых "дружественных" стран, в число которых государства
СНГ не входят. Регистрация же под вымышленными данными чревата потерей
всех средств, накопленных на счету.
Этот способ приема платежей достаточно привлекателен для тех, чьими
клиентами являются зарубежные покупатели. Поэтому, некоторые продавцы
прибегают к хитроумным методам, чтобы получать деньги от армии пользователей
PayPal. Открываются счета на друзей и знакомых, на офшорные компании
и т.п.
Для тех, кто решится поискать обходные пути и рискнуть средствами,
которые заплатят покупатели, вот тарифы системы: подключение - бесплатно,
транзакционные издержки - от 0,7 до 2,9%, плюс 30 центов за каждый
перевод. В настоящее время PayPal принимают более 42 000 сайтов.
e-gold
Международная система e-gold основывается на оригинальной концепции.
Как можно догадаться из названия, в качестве валюты здесь используется "электронное
золото". Организаторы системы утверждают, что каждой единице
электронной валюты соответствует определенное количество настоящего
золота, которое лежит в специальных хранилищах. Существуют специальные
обменные сервисы, в которых можно приобрести e-gold за доллары США.
Ежедневный оборот системы превышает 100 килограмм золота, что соответствует
более чем 1,1 млн. долларов. Количество открытых системой счетов составляет
680 тысяч. В отличие от PayPal, e-gold не накладывает никаких ограничений
на гражданство участников - система действительно интернациональна.
Не требует e-gold и установки дополнительного ПО: кошельков или каких-то
других программ. Подключение к системе продавцов также максимально
упрощено.
Количество сайтов, принимающих e-gold, исчисляется сотнями. Открытие
счета в системе - бесплатное, стоимость каждой транзакции - 1% от
ее суммы, но не более 50 центов. Также, система взимает 1/12 % ежемесячно
от всей суммы на счету, за хранение металла. Стоимость вывода денег
из системы варьируется, т.к. обменом занимаются независимые торговые
площадки.
Источник: www.oborot.ru
Павел Коротов, впервые опубликовано в журнале InternetUA
Электронный магазин
Существует немало способов коммерческого подхода к использованию Всемирной
паутины. С помощью Сети вы можете продвигать услуги или продавать товары.
Веб-сайты, основной задачей которых является получение прибыли, называют
коммерческими. В середине девяностых годов прошлого века большинство
сайтов не приносили прямого дохода, а способствовали увеличению прибыли
от "обычных" каналов продаж. Назначение таких сайтов и цель
их существования – привлечение внимания клиентов к конкретной коммерческой
деятельности.
В настоящее время всё большее число компаний и специалистов продают
свои товары и услуги через Интернет. Коммерческие сайты, занимающиеся
продажей товаров, называют электронными магазинами. Популярность электронных
магазинов сегодня является довольно высокой. В России есть очень успешно
работающие интернет-магазины (ozon.ru, dostavka.ru и прочие). Тем не
менее, можно сказать, что российская коммерция ещё только делает свои
первые шаги, тогда как за рубежом "сетевые" магазины и услуги
уже завоевали популярность широких слоёв населения.
Создать свой интернет-магазин сегодня можно без особых сложностей. Для
начала нужно точно определиться, какой товар вы будете продавать. Это
должен быть не скоропортящийся товар, удобный в доставке и достаточно
дорогой, чтобы стоимость доставки казалась приемлемой. Вместе с тем,
он должен быть не чрезмерно дорогим, чтобы у покупателя не возникло желание
воочию убедиться в реальности покупки до того, как выложить за неё деньги.
Товары, продаваемые через Интернет, – это книги и журналы, компьютеры
и программное обеспечение, косметика и бижутерия, средства связи и посуда,
туристические путёвки и билеты на развлекательные мероприятия, музыкальные
записи, одежда и т.д. Для электронной коммерции подходят также промышленные
товары. Покупая, скажем апельсины, мы стараемся выбрать лучшие плоды
и не прочь иногда пощупать каждый, поскольку не все плоды одинаковы.
Что же касается книг, компакт-дисков или кассет, компьютерных программ,
то здесь товары одного наименования неотличимы друг от друга.
Когда магазин готов к работе, нужно организовать доставку товара. Здесь
вы можете прибегнуть к услугам посредника или организовать собственную
службу доставки. Последний случай выгоден, если обороты магазина высоки.
В данном случае и экономия на доставку будет существенной. Обычно интернет-магазины
используют доставку курьером, почтой или экспресс-почтой.
Очень важен внешний вид интернет-магазина. Конечно, можно создать страницу
даже на бесплатном хостинге: выложить прайс-лист, указать e-mail для
связи и гордо назвать это интернет-магазином. Однако гораздо эффективнее
обратиться к профессионалам, специализирующимся на создании онлайн-магазинов,
и получить сайт, удобный для пользователей, администраторов, и хорошо
видимый поисковиками.
После создания интернет-магазина следует выбрать способы оплаты за товары.
Наиболее распространенными в российских интернет-магазинах до недавнего
времени были: оплата курьеру, оплата через Сбербанк и почтовый перевод.
Вы можете облегчить жизнь своим клиентам, предоставив им возможность
распечатать на сайте уже заполненную квитанцию (для Сбербанка). Можно
внедрить и оплату с помощью электронных платежных систем таких, например,
как WebMoney и "Яндекс.Деньги".
Наиболее популярной российской системой приема платежей по банковским
картам является ASSIST. Чтобы подключится к системе вам нужно в письменной
форме заключить договор с компанией, открыть расчетный или транзитный
счет в одном из банков, сотрудничающих с системой.
При заказе интернет-магазина я бы искал специалистов, предлагающих уже
готовые версии с последующей их доработкой (изменением дизайна, внедрением
дополнительных функций и пр.) под конкретного заказчика. Такие магазины,
как правило, построены на шаблонах, оптимальных для большинства заказчиков.
Цена на подобные магазины на порядок ниже, чем на те, которые нужно создавать
с нуля.
Преимущества и особенности интернет-магазинов
Очень важно, чтобы структура интернет-магазина была оптимизирована
для проведения рекламных кампаний, чтобы на сайте не было бесполезной
информации,
шрифт легко читался, отсутствовали лишние пробелы, графические
элементы были чёткими, выразительными и быстро загружались. На сайте
недопустимо
использовать анимацию и звук, которые долго загружаются и отвлекают
внимание покупателя.
1. Покупатель должен без труда находить интересующий его товар и иметь
возможность полечить о нём исчерпывающую информацию (описание в виде
текста плюс несколько фотографий). На витрине необходимо разместить данные
о деятельности фирмы-продавца (чем занимается компания, какие регионы
обслуживает, адрес, контактную информацию и т. д.).
2. Загрузка товарных предложений должна осуществляться из файла Microsoft
Excel. Файл, в котором описаны все группы, подгруппы каталога, а также
информация о товарах, создается на локальном компьютере (ограничений
к количеству групп, категорий и самих товаров быть не должно). Затем
файл загружается в интернет-магазин. После загрузки прайс-листа товары
автоматически появляются на витрине. Таким образом можно оперативно изменять
данные о ценах и наличии товаров.
3. Товары должны быть распределены по группам. Необходимо обеспечить
возможность поиска товаров по части названия и описания. Для каждого
товара обычно предусмотрены: краткое и полное описание, плюс несколько
фотографий.
4. При просмотре товарных предложений, у покупателя должна быть возможность
сортировать товар по цене или по названию.
5. Для наглядности необходимо предусмотреть специальные разделы, содержащие
товары, сгруппированные по маркетинговым признакам:
- "Новинки" (товары, недавно поступившие в продажу);
- "Специальные предложения" (товары, на которые по каким-либо
причинам снижены цены);
- "Товары дня" (самые модные товары);
- "Лидеры продаж" (наиболее покупаемые товары).
6. При оформлении заказа покупатель должен ввести контактную информацию:
логин, пароль, адрес доставки, телефон и т.д. После регистрации покупателю
отправляется по электронной почте письмо с сохраненными данными.
7. Расчёт стоимости и вывод цен должен осуществляться в двух валютах,
рублях и долларах. Чтобы сэкономить время заказчика на оплату товара,
неплохо иметь в магазине готовую квитанцию для оплаты через Сбербанк.
8. В интернет-магазине следует предусмотреть возможность выгрузки товаров
в XML для Yandex Market.
9. В электронном магазине должны быть и информационные разделы:
- с данными о магазине (сфера деятельности, адрес, контактные телефоны
и т.д.);
- с информацией по доставке товара;
- с информацией по скидкам;
- новости магазина;
- статьи (системы управления новостями и статьями предоставляют возможность
использовать интернет-магазин как настоящий информационный портал);
- прочая полезная информация.
10. Рассылка новостей. Посетитель имеет возможность подписаться (и отписаться)
на новости интернет-магазина. После подписки покупателю периодически
высылается информация о новинках магазина.
11. Раздел "Вопросы и ответы" (FAQ), где покупатель может
задать свой вопрос, а администратор магазина – ответить на него. Это
способствует повышению качества обслуживания, удержанию старых клиентов
и привлечению новых.
12. "Отзывы и вопросы" к товарам. Покупателю следует предоставить
возможность просмотреть отзывы о товаре, оставить свой отзыв или задать
вопрос – это способствует повышению качества описаний товаров.
13. Увеличению посещаемости интернет-магазина и количества постоянных
клиентов способствует также наличие обратной связи администратора с клиентами.
Важно, чтобы администраторы как можно быстрее и максимально полно отвечали
на письма.
14. Обратной, невидимой покупателю, стороной интернет-магазина является
система управления. Вход в систему администрирования осуществляется только
после ввод администратором логина и пароля (логин и пароль администратор
может менять). Администратор имеет возможность полностью управлять содержимым
интернет-магазина:
- добавлять или удалять товары, описания и фотографии к ним, изменять
их стоимость, условия доставки товаров и уровень скидок;
- редактировать разделы магазина (новости, статьи, вопросы и ответы,
отзывы и вопросы к товарам и пр.);
- редактировать специальные разделы магазина (новинки, специальные предложения,
товары дня, лидеры продаж);
- редактировать контактную информацию интернет-магазина;
- редактировать содержание заголовков и текстов писем, отправляемых
покупателю при регистрации и покупке товара;
- составлять и рассылать письма с новостями магазина подписчикам;
- просматривать историю заказов и статистику покупателей;
- изменять курс валюты на витрине магазина.
Если заказчик интернет-магазина собирается работать ещё и с оптовыми
клиентами, необходимо предусмотреть работу сайта как с розничными, так
и с оптовыми ценами на товары.
После того, как вы обзавелись собственным интернет-магазином, необходимо,
чтобы о нём узнали покупатели, т.е. необходимо провести рекламную кампанию.
Интернет заметно отличается от традиционных средств массовой информации,
и поэтому рекламные подходы, применяемые в традиционных СМИ, могут оказаться
малоэффективными.
Способов рекламы в Интернете существует множество. Если известен бюджет
на кампанию, необходимо выбрать наиболее оптимальные варианты рекламы.
Чтобы вам было проще это сделать, рассмотрим каждый вид рекламы отдельно.
Поисковые системы и каталоги
Согласно статистике, 90% пользователей задействуют для поиска информации
в Интернете поисковые машины и тематические каталоги. По запросу
пользователя поисковик выводит ссылки на сотни страниц, соответствующих
запросу.
Выдаются эти страницы порциями, обычно по 10-15 на экране. В большинстве
случаев пользователь открывает первые 3-4 страницы списка. Таким
образом, в его распоряжении оказывается около 60 наиболее релевантных
(т.е.
наиболее соответствующих, по мнению поисковика, запросу) страниц.
Главное – чтобы ваша страница попала в первую десятку списка. Для этого
нужно определить наиболее релевантные ключевые слова для вашей страницы
(т.е. слова, которые по данной теме пользователи вводят чаще других).
Для этого необходимо провести специальные исследования релевантности
ключевых слов, что обеспечит оптимальную индексацию страниц поисковиками.
Баннерная реклама
Баннер - это прямоугольная картинка рекламного содержания, ссылка с
которой ведёт на страницу рекламодателя. Баннеры могут быть разных
размеров.
Самые распространенные – это 468х60, 120х100, 100х100, 88х31 пикселей.
Объем файла баннера не должен превышать 15 Кб. В противном случае,
страница будет долго грузиться, и пользователь просто закроет её.
Или же основная страница загрузится, но пользователь уйдет, не увидев
объявления,
поскольку баннер не успеет загрузиться.
По мнению ряда экспертов, баннеры являются самым эффективным инструментом
имиджевой рекламы, если их применять в нужном месте и в нужное время.
Существуют несколько способов использования баннерной рекламы:
- Показы в поисковых системах. Позволяют отображать баннер только в
ответ на тематические запросы. Например, при запросе "модельные
шторы" выводится баннер фирмы, торгующей шторами.
- Использование специальной службы обмена баннерами. Такие службы обеспечивают
показ ваших баннеров на других страницах в обмен на показ на ваших страницах
чужих баннеров.
- Вы можете обмениваться баннерами с другими сайтами. Контролировать
показы баннеров можно по счетчику на странице. Соглашайтесь на обмен
только на максимально выгодных для себя условиях.
- Вы можете заплатить определенному сайту, каталогу, чтобы они показывали
ваши баннеры. Договор обычно заключается на месяц. Стоимость определяется
количеством посещений рекламной площадки.
Эффективность баннерной рекламы оценивается по CTR - это коэффициент,
определяющий соотношение баннеропоказов и переход по баннерам на ваш
сайт.
Электронная почта
Существует несколько способов использования электронной почты для рекламы
интернет-проекта:
- списки рассылки;
- дискуссионные листы;
- веб-конференции;
- новости сервера (newsletters and URL-minders);
- индивидуальные письма.
Есть открытые рассылки (для всех желающих), закрытые (для заранее определённого
круга лиц), бесплатные (существующие за счет энтузиазма создателей, спонсорской
поддержки, платных рекламодателей) и платные.
Так как список рассылки обычно представляет собой средство вещания для
некоей целевой группы и часто имеет тысячи подписчиков, он является действительно
эффективным инструментом маркетинга. В подобных рассылках вы также можете
поместить свою рекламу.
Дискуссионные листы
Дискуссионные листы создаются для обмена информацией, обсуждения вопросов
на определенную тематику. В отличие от списков рассылки, в дискуссионный
лист пишет не только автор рассылки, но и все желающие. Обычно, перед
тем как сообщение рассылается всем участникам листа, оно проходит
верификацию – модератор проверяет дискуссионный лист и исключает
всё, что не относится
к теме. Рекомендую подписаться на все дискуссионные листы, касающиеся
вашего бизнеса. Среди их участников вы наверняка найдете своих потенциальных
партнеров и клиентов.
Веб-конференции
На многих сайтах имеется соответствующий их тематике набор конференций.
Так что свой поиск вы можете начать именно с популярных веб-сайтов,
имеющих отношение к вашему бизнесу.
Новости сайта
Вы можете предложить посетителям вашего сайта подписаться на новостную
рассылку, информирующую об обновлениях и размещении новых материалов
на сервере. Данная рассылка будет напоминать подписчикам о вашем
ресурсе и стимулировать повторные визиты. Разумеется, не стоит посылать
уведомление
с незначительными или заведомо неинтересными для получателя новостями
сервера. В этом случае подписчики просто откажутся от подписки.
Индивидуальные письма
Рассылка индивидуальных писем - очень трудоемкое занятие. Рассылке
предшествует кропотливая работа по сбору адресов. С другой стороны,
ваше письмо,
попадёт именно тому человеку, в чьем внимании вы в наибольшей степени
заинтересованы. Посылать письма с вашими предложениями можно и нужно
только тем пользователям, которым ваше предложение будет действительно
интересно. В этом случае вы, во-первых, скорее всего, не получите
в ответ гневных писем и ваш почтовый ящик не будет закрыт, во-вторых,
только тогда оно будет по-настоящему эффективным. Найти интересующих
вас людей и их почтовые адреса можно разными способами. Часто для
сбора
адресов используются тематические веб-конференции, тематические каталоги.
Доски объявлений
Доски объявлений сгруппированы по тематикам и работают по принципу
газет бесплатных объявлений. В отличие от дискуссионных листов и
конференций,
на электронных досках объявлений нужно публиковать именно рекламу
– именно для этого они и были созданы.
Рекламные статьи и пресс-релизы
Это примерно тоже самое, что рекламные статьи и пресс-релизы в печатных
изданиях.
Партнерские и спонсорские программы
Выступая в качестве партнера или спонсора какого-либо интернет-проекта,
вы обеспечиваете себе информационную поддержку со стороны это проекта.
И, в заключение, несколько полезных советов:
1. Определитесь, какой товар вы будете продавать.
2. Есть ли у вас поставщики, у которых можно приобрести товар по низким
(оптовым) ценам, и насколько надёжны эти поставщики.
3. Просчитайте свой бюджет и бюджет будущего интернет-магазина (хотя
бы приблизительно) – стоит ли игра свеч.
4. Не спешите сразу заказывать интернет-магазин. Постарайтесь посмотреть
как можно больше предложений. Если фирма по созданию интернет-магазинов
стоит на первых страницах поисковых машин в Интернете, это ещё не значит
что она удовлетворит всем вашим запросам по цене и по техническим параметрам
будущего магазина. Хорошо бы посмотреть уже разработанные магазины или
хотя бы демо-версии.
5. Никогда не связывайтесь с фирмами, требующими от заказчика сразу
100% оплаты за услуги по созданию интернет-магазина.
6. Ищите специалистов, способных быстро понять и реализовать все ваши
замыслы. Опасайтесь дилетантов или дешёвых подделок.
7. Ищите профессионалов, которые обеспечивали бы поддержку созданного
ими магазина в течение продолжительного времени. Если же люди, у которых
вы заказываете магазин, не хотят обеспечивать его техническую поддержку,
значит, они либо дилетанты, либо используют чужой программный продукт
(пираты).
8. Желательно заказывать создание интернет-магазина вместе с его раскруткой
в Интернете. Если же вы решили заказать интернет-магазин отдельно от
раскрутки, мой совет - доверьте рекламу магазина профессионалам.
Источник: www.oborot.ru
Виктор
Бороздинов
Тонкие места интернет-магазинов
|